Консультационный портал Леонида Милеевател.: 8-926-22-760-99Написать Леониду Милееву Консультационный портал Леонида Милеева
Консультационный портал Леонида Милеева
Типичные вопросы Справочная информация Нормативные документы Статьи Л.Милеева Пресса о моих сайтах Это интересно Игры
 









Витраж. Праздник каждый день

"Новый дом", №4, 2004 г

Тем, кто бывал в старинных готических соборах Европы, никогда не забыть того радостного, светлого и праздничного состояния, которое возникает, стоит лишь переступить порог этих зданий. Ощущение торжественности и уюта, гармонии и счастья дарят вам радужные переливы солнечного света, чудесным образом измененного и преломленного разноцветными стеклами оконных витражей.

Способность картин из цветного стекла мгновенно изменять настроение и атмосферу любого, даже самого унылого и невзрачного помещения, была подмечена очень давно. В древности этот элемент декорирования, будучи очень дорогим и трудоемким, использовался лишь в культовых сооружениях. Судя по фрагментам плоского цветного стекла, найденным в Бени-Хасане (ОАР), простейшие витражи существовали еще в Древнем Египте. В раннехристианских базиликах Рима заполнением оконных рам служили тонкие каменные срезы алебастра и селенита, которые приглушали в интерьере яркий дневной свет и создавали неповторимый декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. В 10-12 вв. в романских храмах Франции появились сюжетные витражи в основном на религиозные темы, которые составлялись из кусков цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру рисунка и скреплённых свинцовыми полосками. Проникавший сквозь витраж окрашенный свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление еще больше усиливалось в готических храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными окнами.

Витражи

В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти, Уччелло и Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, однако они работают чаще всего в технике живописи на стекле. В 16 веке из культовых зданий витраж постепенно перекочевывает в дома богатых и знатных вельмож. Появляются, так называемые, "кабинетные" витражи - небольшого размера витражная картина из бесцветного стекла. Они украшали помещение, создавали уют, ставя точку в композиционном завершении интерьера. Тематика изображений стала намного разнообразнее. Преобладающими стали не религиозные, а светские сюжеты (исторические, любовные, героические пейзажные и др.).

В эпохи барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле, не имевшие особенной художественной ценности. Пробудившийся во 2-й половине 19 века интерес к готике возродил искусство витража, которое, в свою очередь, сыграло большую роль в появлении стиля "ар-нуво", выразившего всеобщее стремление к обновлению и эстетическому преображению среды обитания человека. Переплетение новых тенденций с романтической стилизацией средневекового искусства, свойственное этому стилю, наилучшим образом воплотилось в витражных работах художников того времени.

Что же такое витраж в классическом понимании этого термина?

Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло) - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Витражи

Классический витраж представляет собой отдельные куски цветного стекла, вырезанные по заданному рисунку и соединенные между собой свинцовым, медным или латунным профилем со стальными вставками. Создание такого витража - дело очень трудоемкое. Сначала рисуется эскиз будущей композиции в натуральную величину, затем подбираются стекла, вырезаются и обтачиваются в размер, с учетом припусков на окантовку, затем окантовку сгибают по размерам и форме отдельных деталей, собирают конструкцию и спаивают детали между собой. В таких витражах используется специальное силикатное стекло разных цветов. Иногда по краям элементов снимают фацет, что позволяет получить дополнительную игру цвета.

Расписывают классические витражи специальными керамическими красками, а затем обжигают в печи при температуре 350 С. Классические витражные композиции прекрасно смотрятся в качестве вставок в оконные проемы, в дверные и стеновые перегородки. Однако из-за своей тяжести и особенностей конструкции они не подходят для подвесных витражных потолков и светильников.

На рубеже 19-20 веков появился метод "тиффани", названный так по имени своего создателя, американца, Луи Комфорта Тиффани, который изобрел новую технологию сборки витражей - куски стекла сначала оправлялись в медную фольгу, а затем разрозненные детали композиции спаивались между собой. Это сделало витраж более легким, а также позволило отойти от жесткости конструкции его классического собрата. Этот метод и до сих пор является одним из самых популярных при изготовлении подвесных потолков и абажуров для осветительных приборов.

Однако прогресс не стоит на месте и, с появлением новых стилей и направлений в архитектурном дизайне, стали появляться и новые технологии в витражном искусстве. Так для интерьеров, решенных в столь популярных сейчас стилях "пост-модерн" и "хай-тек", идеально подходят витражные изделия из стекла, выполненных методами фьюзинг и моллирование.

Фьюзинговые витражи получаются путем спекания или оплавления стеклянных кусочков, гранул, дротов различного цвета, уложенных на цельную стеклянную подложку. Процесс этот происходит в печи при температуре 850 С. Готовый стеклянный пласт имеет необычную волнистую поверхность, может быть различной формы и толщины.

С помощью моллирования получаются стекла изогнутых форм, необходимые для изготовления таких предметов обстановки, как абажуры, блюда, пепельницы и др. Сначала делается форма из пластилина, затем из термостойких материалов. Стекло при сильном нагревании проседает туда и принимает рельеф своей гипсовой основы-матрицы. Таким образом, можно получить, например, стекло в форме лепестка. С помощью моллирования можно придать особую фактуру и получить рельефное изображение на бесцветном стекле, достигая декоративного эффекта без использования цвета.

Витражи

Существует также пескоструйный метод изготовления витражей. Песок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает верхний слой на незащищенных участках поверхности и делает ее матовой. Разновидность таких витражей - витражи с глубокой выборкой на толстом, 6-8 мм стекле. Их можно сделать многоуровневыми и, следовательно, объемными. Все вышеперечисленные способы изготовления витражных композиций - процессы весьма длительные, трудоемкие и дорогие. Настоящие витражи изготовляются по индивидуальным проектам, их дизайн разрабатывается художником в соответствии с конкретным интерьером, цветное стекло привозится из-за границы и стоит очень дорого. Витраж - это роскошь, которую может себе позволить лишь человек с изысканным вкусом, желающий вкладывать деньги в свой интерьер, гордиться им, передать по наследству детям и внукам. Сегодня в стремлении создать в помещении неповторимую ауру невозможно пройти мимо изделий из стекла, из такого древнего, но в тоже время суперсовременного материала. Как бы вы ни старались украсить свой дом дорогими и изысканными вещами, без предметов из стекла ваш дом будет казаться безрадостным и пресным. Стекло органично в любом сочетании - с металлом, деревом, пластиком, текстилем. Поэтому витражи прекрасно вписываются в любой интерьер. Главное, чтобы витражная композиция была выполнена в соответствующей технике, в гармонии с окружающей обстановкой, с характером и пристрастиями своего хозяина. К примеру, в классическом интерьере замечательно смотрятся традиционные витражи из цветных стекол в металлической арматуре. Новомодному стилю хай-тек больше подойдут стеклянные композиции, выполненные в техниках фьюзинг и моллирование. Такой витраж может быть не только цветным, но и монохромным. Декоративный эффект здесь достигается сочетанием различных стекольных фактур.

Области применения витражных композиций в современных интерьерах очень разнообразны. Их замечательное свойство быть зрительной преградой, пропускающей при этом свет, дает возможность витражам выполнять не только декоративные, но и утилитарные функции. Хотите ли вы просто изменить атмосферу комнаты или закрыть непривлекательный вид из окна, желаете ли перекроить большое пространство, сохранив при этом его освещенность и ощущение простора - ни один декораторский прием не справится с этими задачами лучше стеклянных картин.

Большим интересом у современных поклонников витражного искусства пользуются подвесные витражные потолки с внутренней подсветкой, которые, при выключенном общем освещении, создают уютную и приватную атмосферу. Стеклянные картины с подсветкой, установленные в стенной нише зрительно раздвигают пространство и создают ощущение присутствия еще одной комнаты.

Стоит отметить, что витражи гармонично смотрятся только в дорогих интерьерах. Само стекло требует достойного и разнородного окружения - благородного металла, ценной древесины, изысканного текстиля. И если дизайнеру удастся гармонично соединить все это в интерьере дома, то он наполнится светом, воздухом и детским ощущением праздника, которое будет сопровождать его хозяина каждый день.

Ирина и Леонид Милеевы

Статья проиллюстрирована витражами Ксении Ржешевской
Это место
пока
свободно
Это место
пока
свободно